Нюансы «мусорной реформы»

Последнее обновление

С 1 января 2019 года услуга сбора и вывоза мусора стала не жилищной, а коммунальной, в квитанции на оплату квартиры появилась строчка «Обращение с ТКО». Это формальные последствия «мусорной реформы», главная цель которой систематизировать и привести в порядок систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Новые правила обращения с коммунальными отходами указаны в поправках к закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» — в законе от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ» – № 503-ФЗ.

Жители квартир и частного сектора недовольны новой реформой — они не понимают, за что должны платить, как считают мусор, кто отвечает за площадки и пр. 

Последние изменения

Теперь за весь мусорный процесс отвечает региональный оператор. Это организация, в задачи которой входит заключить договоры с жильцами и подрядчиком на сбор, обработку, обезвреживание и утилизацию мусора. 

Региональный оператор устанавливает тариф на вывоз мусора, который обязаны контролировать местные власти.

И одно из самых главных изменений, которое взволновало общественность — заключать договоры с региональным оператором должны не только жители многоквартирных домов, но и жители частных домов, члены дачных и садовых кооперативов. Раньше жильцы частного сектора заботились о вывозе мусора самостоятельно или не вывозили отходы вовсе, а утилизировали сами. Теперь по закону для них тоже будут определять тариф за обращение с ТКО. 

Договор на вывоз мусора

Договор с региональным оператором заключать обязательно, последствия могут быть недешёвыми. 

Если в многоквартирном доме есть управляющая компания или ТСЖ, договор с региональным оператором заключают они. 

Если УК и ТСЖ нет, или потребитель живёт в частном доме, сам региональный оператор уведомляет жильцов о своём появлении. 

Как только организация получила статус оператора, ей даётся две недели на оповещение жильцов. В уведомлении говорится об обязанности заключить с оператором соглашение. Далее в течение 15 дней с момента получения уведомления потребитель обязан написать заявление и предоставить пакет документов для заключения договора. 

Пакет документов: 

  • свидетельство права собственности;
  • сведения о количестве проживающих и площади квартиры. 

Могут понадобиться дополнительные бумаги. 

Далее оператор в течение 15 дней будет проверять документы, и затем вызовет на заключение договора. 

Если у жильца уже есть договор на вывоз мусора с другой компанией, он будет считаться недействительным. Нужно заключать новый именно с региональным оператором (п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

Жители дачных и садовых кооперативов также должны заключать соглашения с региональным оператором, но их норматив накопления ТКО должен быть «сезонным». Поскольку люди проживают там не круглый год, а в основном летом.

В большинстве российских деревень контейнерных площадок нет. То есть мусор по сути не вывозят, но договоры заключать просят. Это нарушение местных властей, которые обязаны соблюдать «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и установить контейнеры для сбора отходов.

Бывает, что по документам площадка есть, но жители о ней не знают она может быть расположена в нескольких километрах от поселения. Поэтому о наличии площадки и регионального оператора нужно уточнить в администрации посёлка.

Тарифы

Как можно посчитать мусор? Региональный оператор вместе с властями субъекта определяют норму объёма накопления ТКО. Это и есть тариф. Он складывается складывается из расходов на заключение договоров, транспортировку, обработку, обезвреживание и утилизацию мусора. 

В регионах тарифы заметно различаются. Самый «дорогой» регион — Воронеж, здесь платят 165 рублей за человека, в Нижнем Новгороде — 143 рубля, в Волгограде — 114 рублей, в Дагестане — 29 рублей.

Актуальные тарифы для своего субъекта нужно искать на сайтах местных исполнительных органов.

Цену за услугу сбора и вывоза мусора рассчитывают двумя способами: или исходя из площади жилья, либо от количества проживающих в доме или квартире. Способ выбирает регион. 

Чтобы проверить, правильно ли вам рассчитали плату за мусор, можно воспользоваться формулой: 

A × (B/C) × D, где

  • A — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире либо площадь помещения;
  • B — норма накопления ТКО за год;
  • C — 12 месяцев;
  • D — стоимость услуги. 

В большинстве регионов для жителей многоквартирных домов цена рассчитывается исходя из количества проживающих. Но, к примеру, жители Подмосковья платят 90 рублей за квадратный метр жилья. 

Как оспорить тариф на ТКО

Если потребителей не устраивает начисления на ТКО и они считают его слишком завышенным, его можно оспорить. Нужно написать претензию в Федеральную антимонопольную службу и подробно и грамотно обосновать причину обращения.

Пока случаев снижения тарифа из-за жалоб граждан не было.

Перерасчет за вывоз мусора

Если в квитанции завышена плата за услугу, потребитель имеет право сделать перерасчет.  

Например, в квартире проживают двое, а в квитанции пришла плата за троих. Чтобы всё пересчитали, нужно взять подтверждение в МФЦ о том, что в квартире живёт меньшее число людей. 

Также стоимость услуги пересчитают, если жильцы не появляются в квартире более 5 дней. Причины могут быть разные: болезнь, командировка в другой город и т.п. Главное, чтобы было документальное подтверждение отсутствия — билеты, больничные, справки.

 

В обоих случаях с заявлением на перерасчет и подтверждающими документами нужно обращаться в управляющую компанию. Для жильцов частного сектора заявление о пересмотре платы нужно подавать непосредственно региональному оператору.  

Как платить, если в квартире никто не прописан

В п. 148(36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» сказано, что если в квартире никто не проживает, плата за услугу берётся с собственника жилья. 

Но в п.2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами», четко прописано, что потребитель — это собственник коммунальных отходов. В пустой квартире отходов нет, поэтому региональному оператору нужно предоставить заявление и подтверждающий документ, о том, что человек живёт в другой квартире и платит за услугу, по месту проживания.

Можно ли не платить 

Не платить за услугу ТКО нельзя, точнее этого сделать не получится.

Даже если потребитель лично не заключил договор с региональным оператором, без него составят типовой договор по которому он будет обязан платить. 

По аналогии с другими коммунальными услугами, если задолженность копится более 2 месяцев, начинает идти пеня, а дальше штрафы и т.п. (ст. 153 ЖК РФ). 

Кто получает льготы

Потребители, у которых есть льготы на оплату коммунальных услуг, автоматически получают льготы и на сбор и вывоз мусора.

Обращение с ТКО — коммунальная услуга. На нее, как и на прочие услуги ЖКХ, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Чтобы узнать какие льготы есть в вашем регионе, нужно обратиться в местное отделение соцзащиты населения.

Чаще всего льготные категории граждан это ветераны, инвалиды, матери-одиночки, малообеспеченные и многодетные семьи. Для всех них плата за коммунальные услуги, как правило, снижена.

Льготы оформляют в отделении социальной защиты населения или МФЦ.

Куда жаловаться, если не вывозят мусор 

За содержание мусорной площадки на внутридомовой территории  отвечает региональная компания, за сбор и вывоз — региональный оператор.

Если жильцы заметили, что мусор не вывозят, нужно жаловаться в управляющую компанию. В течение 5 дней претензию должны рассмотреть.

Если мусор не вывозят и контейнерная площадка завалена мешками — здесь уже двойное нарушение и оператора и управляющей компании. Жалобу нужно писать в Госжилинспекцию или Роспотребнадзор. Там должны дать ответ в течение 30 дней. 

Если спустя месяц мусор так и не вывезли, нужно жаловаться в органы исполнительной власти, департамент или Министерство ЖКХ. Если и там претензии игнорируют — выходом станет прокуратура. 

Нужно запомнить

  • С 2019 года за услугу сбора и вывоза мусора платят жители МКД, частных домов, дачных и садовых кооперативов.
  • Если региональный оператор есть, с ним обязательно нужно заключить договор. Если не заключите, его заключат за вас.
  • Цена за новую коммунальную услугу рассчитывается или по количеству проживающих, или по общей площади помещения.
  • Если в квартире долго не появляетесь можно подать заявление на перерасчёт.
  • Если в квартире никто не прописан и не живёт нужно предоставить подтверждающие документы. Разрешат не платить.
  • Те, кто получал льготы на ЖКХ, получает льготы и на вывоз мусора.
  • Если мусор не вывозят — жалуйтесь в Управляющую компанию, Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, Департамент ЖКХ. В крайнем случае — в прокуратуру. 

Редактор интернет-журнала «Все-пособия.ру»

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Журнал «Все-пособия.ру»
Бесплатная консультация 8 800 550-36-74
+
Adblock
detector